Скандальные «Кошки»: четыре причины посмотреть их в кино

10 января 2020 г.

Скандальные «Кошки»: четыре причины посмотреть их в кино


Татьяна Панкина

«Кошки» давно вышли за пределы только театральной истории, стали знаком, конечно, восклицательным, привычным штампом.


Отважный режиссер Том Хупер, взявшийся перенести легендарный мюзикл «Кошки» в кино (12+), дважды повел себя мудро. Во-первых, хотя и за это его тоже критикуют, он услышал реакцию зрителей на первый трейлер фильма и внес коррективы в картинку, во-вторых, как-то сумел абстрагироваться от настоящего кошачьего визга, поднявшегося после премьеры, — субъективных претензий, обесценивающих проделанную работу. В общем, повел себя в большой степени как кошка, такая, пожившая, с богатым жизненным опытом.

«Кошки» давно вышли за пределы только театральной истории, стали знаком, конечно, восклицательным, привычным штампом. Мы живем в то время, когда в кино попадает вся массово популярная культура. Странно, что «Кошки» до сих пор не были сняты. Но, вероятно, от того, что так сильна оказалась традиция представлений о мюзикле, первая же попытка экранизации была встречена шквалом неприязни. В западной прессе фильм уже называют провальным из-за низкой кассы в первые недели проката и противоречивых отзывов.

Что не так с новыми «Кошками» и почему они все-таки стоят внимания?

Игра в «Кошки»

То, что зритель видит на экране, только отражение большой истории, включающей возведение гигантских декораций, в которых актеры смогли действительно почувствовать себя размером с кошку, а не изображать это на зеленом фоне. Это и называется — присвоить. И это на самом деле вызывает уважение.

И зависть... Да бросьте, наверняка авторы были счастливы сыграть в «Кошки», потому что сами хотели!

За кулисами проекта шли репетиции с крутыми танцорами, чья пластика положена в основу движений всех героев. При этом поклонение легендарной постановке, известной без преувеличения всему миру, как-то не связало участников проекта по рукам и ногам, наоборот, придало решимости дать ему вторую жизнь, отличную от театральной, технологически более сложную, в чем-то более условную, да, но другую, новую. Это изначально была игра с большими ставками. Ставки сыграли для части аудитории сразу. Для меня, в частности, тоже (аж два раза посмотрела). Как водится, время рассудит.

Игра предполагает условность. Очень непривычны были поначалу эти пушистые существа с обычными человеческими лицами и ушами на макушке, похожими на рожки. Ничем они кошек, собственно, не напоминают. И если принять то, как выглядят герои «Кошек», как мы принимаем условных зеленых человечков, то все остальное сложится. Остальное — это мегазвезды, мегаистория и мегамузыка. И детские стихи в основе, которые вовсе не делают сказку наивной и упрощенной, а придают ей головокружительной философской глубины. Для тех, кому это важно.

Виктория

Ее роль исполнила прима Королевского балета Франческа Хейорт, девушка с европейскими и кенийскими корнями, чье совершенно кошачье обаяние в очень необычном кошачьем гриме, не стремящемся придать человеческому лицу вид условной мордочки животного, выходит на первый план. Так вышло, что «Кошки» для Франчески стали кинодебютом, в том числе вокальным. Но на это новое для широкой публики удивительно симметричное — абсолютная гармония — лицо можно смотреть хоть со звуком, хоть без него.

Природная смуглость, длинные волосы, женственность в кино оказалась как бы приглажена, скрыта. Остались невероятные черты лица и умного, балетного тела.

Актеры

Есть момент, когда 80-летний Йен Маккелен в образе старого театрального кота перед выступлением тихонько, по-стариковски, лакает воду в каком-то закутке. Несколько секунд — к нему подходит Мефистофелюс, окликает, старый кот вздрагивает, словно очнувшись, и плетется на сцену. Дайте Оскара этому старому коту!

center

Непробиваемая театральная школа, опыт, опять же возможность поиграть в «детской» истории про кошек делает всякий выход и сэра Йена, и Джуди Денч в роли старой Дьютерономи таким фантиком в коллекции необязательных, но совершенно прекрасных фантиков. Пусть они будут, эти фантики. Пусть будут всегда с нами эти старые котоны.

Выход из шаблона

Тут стоит обратить внимание на две вещи. Исполнившая Гризабеллу Дженнифер Хадсон добавила образу физиологии горя. Много. Ее кошка в крайнем отчаянии, и это состояние так и не стало для нее привычным. Приятно, что эту кошку не списали со знаменитой исполнительницы роли Гризабеллы на сцене Элейн Пейдж. Новая Гризабелла не поет свою партию, она там живет с актерской самоотдачей. Здесь уже сама условность постановки становится весьма условной, а вот отчаяние героини — настоящим.

center

И у Виктории, наконец-то, появилась своя песня. Ее, погрузившись в работу над ролью Бомбалурины, написала певица Тейлор Свифт. Песня трогательная и простая, превозносящая «прекрасных призраков» памяти, с которыми можно танцевать, когда ничего другого уже не остается.

Есть еще пресловутые технологии. На самом деле лучше, симпатичнее всего выглядит игра в «Кошек» на репетициях в промороликах и трейлерах. Где обычные люди в трениках примериваются к ролям, танцуют, смеются, ищут. Но именно в технологиях, стирающих одну условность, старую театральную, и тут же создающих другую, гораздо менее привычную, и прячется сквознячок, вызывающий недоверие. Есть определенный неприятный контраст между живой человеческой мимикой и очень реалистичным компьютерным мехом, который на этом же лице присутствует, или «вживленные» кошачьи уши на человеческих головах и полное отсутствие ушей родных, человечьих. И так далее. Кошек уже не изображают, но ими еще не становятся. Что с этим делать - пока не понятно. Но так еще никто не делал, кроме, пожалуй, средневековых иллюстраторов. В множащихся мемах у средневековых изображений котиков лица уже человеческие.

Важно! В российском прокате, в отличие от недавнего полностью дублированного музыкального мультфильма «Холодное сердце 2», этот фильм вышел с оригинальным звуком музыкальных номеров с субтитрами.

Собственно, с новыми «Кошками» все так. Ничего в них нельзя назвать однозначным провалом. Вероятно, зрелище это оказалось непривычным поклонникам мюзикла. С этим мнением, как и с любым другим, можно спорить. Призываю только к одному, не позволяйте из-за множества болезненных, собственнических реакций на этот фильм лишать себя удовольствий, которые там есть.